Как стажеру стать профессионалом. Опыт BFF.kz
Сегодня я хотел бы поделиться опытом работы с молодыми специалистами, с людьми, которые ищут свою первую работу, почти не имеют опыта и еще не до конца поняли какими качествами им надо обладать, чтобы продвигаться по карьере.
Очень много выпускников и студентов работают в сфере услуг, обслуживания и продаж. Это не самая высокооплачиваемая работа, но когда нет большого опыта, всегда нужно с чего-то начинать. И здесь кроется главный момент: кто-то проработает на этих позициях 1-3 года и начнет профессионально расти, а кто-то так и выйдет на пенсию работником средней руки. В чем между ними разница?
Почему при одинаковых стартовых позициях в первые 3-5 лет кто-то активно вырывается вперед, а кто-то просто меняет должность продавца на официанта, потом на разнорабочего, охранника, водителя детского поезда в ТРЦ, возможно начинает больше получать, но так и не может сделать качественный скачок?
Мы в BFF.kz уже 4ый год работаем в сфере ритейла и на позции продавцов-консультантов отбор всегда идет из ребят примерно 18-24 лет. Увольнять приходилось всего 3 раза, в остальных случаях специалисты просто перерастали уровень консультантов по продажам и продолжали свой рост либо внутри компании, либо за ее пределами, когда мы такой рост обеспечить не могли в силу узкой специализации.
Специалисты с позций продавцов перемещались в самые разные сферы, но уже на более высокие вакансии - как по объему работы, так и по оплате:
- собственный бизнес
- локальные и международные рекламные агентства
- логистика
- закупки
- сфера образования
- дистрибуция
- крупные вендоры и корпорации
- ИТ-департаменты разных компаний
- надеюсь, Google (удачи, Марат!)
Что отличало этих ребят от основной серой массы молодежи, которые продолжали работу продавцами в других сетях электроники? Тем, что они использовали больше возможностей для роста, как очевидных, так и не совсем, на текущем рабочем месте.
Я решил составить список таких возможностей для людей, занимающих сегодня начальные позиции, но которые хотят активнее продвигаться по карьерной лестнице и стать более успешными (на примере BFF.kz).
1. Культура работы с e-mail - уровень Бог. Это качество, которым обладают все сотрудники компании. Для этого у нас есть отдельный мини-тренинг и инструкция. Симбиоз методик Zero Inbox и GTD. Когда большая доля современных коммуникаций проходит через почту, то умение эффективно работать с ней может не только выгодно отличать вас, но и дает возможность приоритетного получения информации, взять первым в работу важного клиента, успешно отработать с ним сделку и получить свой личный бонус. Кто быстрее - того и тапки. Плохо/медленно работаешь с почтой - будешь не у дел в тех отраслях, где важна скорость коммуникаций.
2. Networking. Наши консультанты регулярно общаются с самыми разными людьми - интересными, творческими, руководителями, генералами, спортсменами и т.д. При условии, что консультант может установить личный контакт с посетителем, узнать о его потребностях, он имеет шансы стать его личным другом в BFF.kz. При следующих обращениях таких покупателей они целенаправленно идут к конкретному человеку, знают его по имени, могут озадачить нестандартными задачами. Если нашим ребятам получается удовлетворить эти просьбы, то они уже имеют славу надежных парней/девушек и с ними можно иметь дело в дальнейшем.
Конечно, если сотрудник не выполняет даже того, что от него требуется по должностной инструкции, он тем более не сможет установить доверительный контакт с покупателями такого уровня. У нас есть только одно ограничение для таких просьб, при условии, что оно не требует финансовых ресурсов - оно не должно нарушать законодательство. Сотрудник, делающий больше, чем от него ожидают имеет больше шансов для развития.
3. Возможность учиться у коллег. Работа в МСБ подразумевает небольшой коллектив, очень тесно связанный между собой. Каждый имеет доступ ко всем коллегам. Можно бесплатно получать знания и опыт коллег - финансы, HR, бухгалтерия, закупки, продажи, логистика и тд. Объем возможностей зависит от штата компании и знаний коллег. Это не школа, с учебными материалами никто подходить не будет. Кто хочет расти - сам подходит, спрашивает, обсуждает насущные вопросы.
4. Продуктивность, team work и тайм-менеджмент. Малые команды требуют слаженной работы, не получится свалить на кого-то ответственность, спрятаться за чужую спину. Ошибки носят персональный характер. Это малый бизнес, детка! Чтобы работать в общем ритме компании, требуется обладать базовыми навыками GTD. Консультанты у нас выполняют больший объем работы, чем продавцы в других местах. Мы готовим универсальных солдатов, как у Лобановского, а не узких роботов формата “принеси-подай-не суйся”. Это один из ключевых навыков для любого менеджера и если вы не готовы к такому ритму, считайте, что вы не готовы развиваться. После года такой работы получается классный специалист, готовый к новым свершениям.
5. Системность. Мы стараемся привить каждому системный подход в решении любых вопросов. Умение зреть в корень поможет при переходе на новую должность, где у новичка меньше опыта, чем было на прошлой позиции. Необходимо подключать абстрактное мышление, выявлять существенные сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи. Одну и ту же задачу всегда можно решать разными путями. Не важно насколько она важная - выставить новый товар на витрину или спасти мир.
6. Использование новых технологий в работе, облачные решения. iCloud, evernote, dropbox и т.д. Нужно стараться пользоваться инструментами, которые позволят сделать работу более эффективной, быстрой и качественной. Я привел примеры нашего набора, но в каждой компании есть свои задачи и используемый софт. Это как МС Офис - по умолчанию каждый человек уже должен уметь им пользоваться. Но технологии не стоят на месте - нужно успевать за современными инструментами работы. Не нужно отказываться пользоваться рабочим софтом, только потому что вы раньше таким не занимались и не знаете что это такое.
7. Искусство письма, копирайтинг. все знают, что BFF.kz - это прежде всего команда экспертов. Мы активно пишем посты-советы, отвечаем на комментарии пользователей на своем сайте и в соц сетях. Все это делают главным образом наши консультанты (еще помните про универсальных солдатов, да?). Получается не у всех и не сразу, есть ментор контент-менеджер, который помогает и корректирует посты, есть внутренние стандарты содержания ответов (не формальные отписки, а конструктивная информация).
8. Мониторинг ниш для собственного бизнеса. один наш экс-сотрудник стал нашим бизнес-партнером (Дима, привет!). Начинал с работы в магазине, потом стал там старшим, потом занимался корпоративными продажами, потом понял, что людям хочется чехлов с собственными фото, взял отпуск, съездил в Китай, купил оборудование и материалы для изготовления чехлов с любым фото, уволился и стал нашим партнером - теперь мы размещаем у него заказы на такие чехлы от покупателей BFF.kz, а он паралелльно развивает и другие интересные направления.
Это наверно не все возможности, которые может использовать мотивированный человек для собственного роста, но через этот список я хотел показать, что из любой работы, из любой позиции, хоть уборщика, хоть официанта, хоть кого - можно вырасти в классного и востребованного профессионала. Не бывает работы неинтересной, бывают люди, которые не хотят развиваться. Иногда нужно просто показать новичкам новые горизонты, расширить их видение собственной карьеры.
Добавить комментарий
Комментарии(0):