BFF.kz исполнилось 2 года
28 января интернет-бутику BFF.kz исполнилось 2 года. Этого срока оказалось вполне достаточно, чтобы понять жизнеспособность бизнес-идеи, которую мы решили опробовать с моим другом, а теперь еще и партнером Рустемом Карымовым. Более того, мультиканальность продаж, симбиоз онлайн+оффлайн стратегии, оперативная обратная связь с потребителями сегодня отличают BFF.kz от серой массы казахстанских интернет- и обычных магазинов.
Те действия, менеджерские и маркетинговые решения, которые были приняты за 2 года параллельным курсом начинали освещаться в книжных бестселлерах о бизнесе и предпринимательстве, описывая успешные кейсы, в основном, из американской экономики. Из более близких примеров, могу выделить российскую компанию Enter Связной, с которой мы запустились практически одновременно и которая сегодня работает по тем же принципам, что и BFF.kz, но в гораздо больших масштабах.
В конце 2010 года у нас была определенная уверенность как в самой бизнес-идее, так и большая вера в собственные силы. Отсутствие ярких примеров, role models в Казахстане нас особо не смущало, а наоборот, в чем-то даже подстегивало. Было интересно понять: вопросами качественного сервиса никто просто не пытается заниматься или это настолько сложно, что такие задачи в Казахстане решать не кому?
Сегодня хочется зафиксировать определенные моменты из более чем 700 активных бизнес-дней BFF.kz. В рабочем ритме не всегда есть время оценить проделанную работу: выполнили одну задачу, на очереди еще две, внедрили новый сервис или услугу, а потребители уже сообщают о новых пожеланиях, запустили в ассортимент новый бренд, а у него уже линейка обновилась - словом, работа в компании идет постоянно. Я могу отправлять письма с вопросами, предложениями, идеями для обсуждения в 12 ночи и что самое удивительное, получать от коллег ответы через час-полтора!
И для нашей команды, и для всех, кто поддерживает нас вот уже 3-ий год подряд отметил пункты, которые можно занести в актив:
- Весной 2012 года удостоились титула "Лучший интернет-магазин" по версии профессиональной интернет-премии "Намыс Дода"
- Оказали спонсорскую помощь в организации первой конференции TEDx в Астане.
- Начав только с онлайн-продаж, позже открыли оффлайн бутик в Астане, еще позже запустили торговую точку и в Алмате. Доставка интернет-заказов в этих городах у нас бесплатна.
- Решение проблемы с модулем Wi-Fi у смартфона HTC Sensation. BFF.kz совместно с HTC запустили программу обмена и возврата для покупателей BFF.kz, у которых перестал работать Wi-Fi. Неполадка возникла по вине производителей, но кроме нас такую программу своим покупателям больше никто не предложил. На какое-то время мы перестали получать комментарии типа "я лучше в Дубаи куплю, официальная гарантия мне все равно не нужна". Все остальные покупатели остались с неисправными смартфонами один на один. Эта программа стоила нам определенных издержек, но мы твердо верим, что во главу угла в ритейле должны ставится интересы покупателя, а выгода продавца - это всего лишь следствие хорошей работы с клиентами. В этой ситуации все смогли четко увидеть разницу в подходах у BFF.kz и остальных дилеров, которые никак не отреагировали на жалобы своих покупателей. Очевидно, что для подавляющего большинства продавцов в Казахстане, отношения с покупателем заканчиваются в момент получения денег от последнего. А дальше - гори оно хоть синим пламенем!
- Поддерживаем казахстанских мобильных разработчиков. Кого - рекламой, а кому iPad дарили для того, чтобы было на чем тестировать приложения.
- Выступали на различных конференциях (Barcamp 2011, Астанинский экономический форум 2012, Дни лидерства от AIESEC и другие).
- Запустили формирование библиотеки BFF.kz. Регулярно приобретаем любые книги, выбранные сотрудниками в интернет-магазине Flip.kz. На сегодня закупили книг уже больше, чем на 250 000 тенге. Сотрудники читают, затем меняются друг с другом и покупают новые.
- Провели чемпионат по игре Angry Birds в бутике Керуена. Победителю вручили двух попугаев в качестве приза. Позже такой же чемпионат провел другой реселлер Apple. Нам приятно быть примером для коллег по цеху.
- С самого начала действует программа BFF team loyalty. Каждый сотрудник имеет возможность выбрать любой товар в BFF.kz с хорошим дисконтом и рассрочкой платежа на любой срок. Обычно, перед нашими сотрудниками не стоит вопрос, где бы выбрать подарок.
- О нас писали Forbes (один из 9 многообещающих интернет-проектов Казнета), National Business, Совет Директоров и другие деловые и городские издания. Представители компании давали экспертную оценку по профильным вопросам практически для всех республиканских телеканалов.
- Провели обучающий семинар на тему "Возможности iOS". Впервые в Казахстане. Надеемся, остальные игроки поддержат инициативу и грамотных пользователей станет еще больше.
- По приглашению Visa premium стали участниками программы привилегий для держателей карт Visa Gold, Platinum, Infinite. BFF.kz - единственный казахстанский партнер, который представляет сегмент Consumer Electronic. Среди участников программы также значатся Mercedes Benz, Tiffany&Co, MontBlanc, Dunhill.
- В конце 2011 года был размещен фоторепортаж о наших покупателях на voxpopuli.kz, который получил хорошие и теплые комментарии.
От лица всей команды BFF.kz благодарю покупателей, посетителей и просто всех тех, кто неравнодушен к нашему бизнесу! Спасибо вам за доверие и поддержку!
Добавить комментарий
Комментарии(6):
Искренне болею за вас (хотя по первой, признаю, был довольно скептически настроен, особенно по поводу описания проекта словом-паразитом "стартап", но в течение времени изменил свое мнение).
Спрошу вопрос - ожидания оправдались? Где вы себя видите через 3-4 года?
Ожидания - конечно оправдались!
Через 3-4 года - там же, где и сейчас: в хорошем, интересном, полезном для общества бизнесе.
Мы начали свой бизнес по принципу bootstrapping, с минимальными вложенным капиталом и соотвественно минимальными операционными издержками. Почти вся сумма первоначального капитала ушла на закуп товара. В первое время мы с Уланом сами все делали, сайт я сделал сам, сами доставляли товар клиентам, за рекламу не платили, аренды не было, сотрудников не было. Операционные расходы были близки к нулю. Поэтому можно сказать, что на break-even вышли сразу с первого месяца. Когда начали расти продажи, стали увеличивать расходы соотвественно росту компании. То есть жили по средствам.
После привлечения инвестиций, мы открыли бутик в Керуене в сентябре 2011 года. С первого месяца работы бутика сразу же вышли на операционную окупаемость с учетом новых расходов (аренда, зп сотрудников и т.д.). В течении первых 4 месяцев работы бутика покрыли sunk-cost (необратимые издержки) на открытие бутика. Большая часть инвестиций ушла на расширение склада.
По продажам могу сказать, что более 80% мы продаем оффлайн и 20% продаем онлайн. Месяц от месяца бывает меняется пропорция, но примерно в этих пределах.
ваша команда - отличная!
успехов в вашем деле! :)